«Мама, я уже взрослый», как
у детей проявляется кризис 7 лет
Причины возникновения
В психологии возраст 6-7 лет принято
называть критическим или переходным. Ребёнок расстается с дошкольным детством,
идёт в школу и вступает в новую, взрослую жизнь. Теперь ему предстоит сидеть на
уроках, готовить домашние задания, слушать учителя и участвовать в школьной
жизни. Испытание для неокрепшей детской психики серьёзное. Вспомните свои
ощущения, когда вам приходилось менять работу или поступать в университет. Взрослому
человеку непросто и волнительно всё это пережить, а здесь идёт речь о маленьком
ребёнке, который только ещё вчера играл с машинками в детском саду и спал в
тихий час.
Но ошибочно полагать, что только
поступление в школу создаёт кризисную ситуацию. Дело в том, что в этом возрасте
ребёнок приобретает новые качества (в психологии их называют
новообразованиями), которые помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к
школьной жизни.
К ним относятся:
Произвольность поведения
Ребёнок утрачивает детскую
непосредственность, становится серьёзным и сосредоточенным. Он учится управлять
своим поведением: старается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы,
соблюдать определённые правила.
Осознание собственных переживаний
Ребёнок знакомится с собственным
внутренним миром, начинает осознавать себя как личность и свои отличия от
других людей.
Внутренняя позиция школьника
К 7 годам ребёнок постепенно переходит
от игровой к учебной деятельности. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает
новые формы поведения. Вчерашнему дошкольнику становится интересно общаться со
взрослыми, обсуждать с ними «взрослые» темы. Некоторые начинают избегать
общества младших детей.
Таким образом, причиной кризиса 7 лет
является становление социального «Я» ребёнка, зарождение новых социальных
отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как
взрослый человек.
Основные признаки кризиса 7 лет
Все изменения в поведении ребёнка можно
разделить на 3 группы:
Кризисные симптомы первой группы
связаны с нарушением и обесцениванием правил, принятых в семье:
·
часто грубит;
· спорит
по любому поводу, проявляет упрямство;
· отказывается
выполнять просьбы;
·
ломает игрушки, говорит, что они надоели
ему.
Вторая группа
признаков начинающегося кризиса предполагает желание подражать взрослым:
·
кривляется - говорит не натуральным голосом;
· передразнивает
взрослых;
· просит
купить модную одежду и современные гаджеты;
· резко
меняется настроение;
·
обижается, когда над ним смеются или
критикуют.
Третья группа
симптомов связана со стремлением ребёнка к самостоятельности:
·
начинает интересоваться семейными
делами;
· вступает
в разговоры со взрослыми;
·
берёт на себя новые обязанности.
Если Вы заметили один или несколько
симптомов из каждой группы, значит, Ваш ребёенок переживает кризис 7-летнего
возраста. И все его проявления, которые вы наблюдаете, имеют важное значение
для развития и взросления ребёнка.
Гендерные особенности
Мальчики и девочки по-разному проходят
возрастной кризис. Психологи сходятся во мнении, что девочкам труднее даётся
этот период. Прилежная ученица в школе может закатывать истерики дома и
изводить родителей постоянными капризами. Также девочки в этом возрасте
соперничают за внимание учителя или симпатичного одноклассника, что тоже может
привести к конфликтам.
Чтобы помочь дочери благополучно пройти
через этот этап развития, чаще хвалите её за хорошие оценки и школьные
достижения, интересуйтесь взаимоотношениями с одноклассниками и не критикуйте
стремление выглядеть «по-взрослому».
Мальчишки в семилетнем возрасте
стремятся проявить себя, показать, что они самые смелые, самые сильные и вообще
самые-самые. Поэтому они часто ведут себя агрессивно, задирают девочек и
соперничают друг с другом. Их интересуют происходящие вокруг события, они
стремятся высказать своё мнение по любому поводу и до последнего отстаивают
свою позицию. Проблемы в учёбе у мальчиков возникают из-за неусидчивости и
невнимательности.
Важно разнообразить школьные будни
ребёнка походами, поездками, экскурсиями, где он сможет выплеснуть накопившуюся
энергию и набраться новых впечатлений. Также важно уделять внимание занятиям
спортом и подвижным играм на свежем воздухе.
Кризис глазами ребёнка
Родители часто сами подчёркивают
наступившую «взрослость» ребёнка, продолжая при этом относиться к нему как к
маленькому. Возникают противоречивые условия, в которых ребёнок не знает, как
правильно ему поступить. То ли вести себя «по-взрослому», рискуя стать объектом
критики или насмешек, то ли оставаться в детстве, где мама и папа смогут решить
все проблемы за него.
Как пережить этот период родителям?
Для начала, перестаньте гиперопекать
ребёнка и предоставьте разумную свободу формирующейся личности. Но чтобы не
волноваться и продолжать обеспечивать безопасность ребёнка, воспользуйтесь
приложением «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay. С ним вы всегда будете
знать, где ваш ребёнок, что он делает и как обстоят дела в школе.
10 НЕ для родителей:
НЕ пытаться подстелить соломки на каждом
шагу ребёнка.
НЕ перегружать кружками и секциями после
школы.
НЕ принуждать и не давить на ребёнка.
НЕ критиковать его друзей.
НЕ игнорировать проблемы ребёнка в
школе.
НЕ ругать и не высмеивать за промахи и
ошибки.
НЕ высказываться негативно о школе и
учителях.
НЕ сравнивать ребёнка с другими детьми.
НЕ унижать и не наказывать физически.
НЕ досаждать разговорами о наступившей
«взрослости».
Естественное желание всех родителей –
уберечь ребёнка от всевозможных неприятностей в жизни. Однако если постоянно
контролировать и поправлять каждый его шаг, то сын или дочь так и не научатся
жить самостоятельной жизнью.
Наиболее разумное, что могут сделать
родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно
преодолевать трудности.
10 МОЖНО для родителей:
- Проводить больше времени с ребёнком.
- Демонстрировать свою любовь к сыну или
дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
- Позволить ребёнку самому решать
проблемы, где он сможет это сделать.
- Принимать индивидуальность ребёнка.
- Помогать обрести уверенность в себе.
- Говорить на любые темы.
- Внимательно слушать, не перебивая.
- Оставлять время для игр.
- Вместе посмеяться и подурачиться.
- Помочь с домашними заданиями, но
только если ребёнок сам попросит.
Лариса Васильевна, очень интересная информация буду применять на практике с детьми.
ОтветитьУдалить