Развиваем речь ребёнка на прогулке
Существует
много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на
прогулке, в транспорте.
Поводом
и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет,
явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение.
Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них,
игрушки и мультфильмы.
Используйте для этих занятий то, что ваш
ребёнок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его
словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот
автомобиль, а что у него есть?» – «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...» –
«А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...». К 5 годам дети
обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их
и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый
и т. д.).
Когда
вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые
разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для
чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?». Так вы побуждаете называть
самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств, предметов закрепляются в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др.
На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Подвижные игры с предметами (с массажным
мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования,
эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно
объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.
Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест
листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега,
града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребёнку будут интересны игры: «О
чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Кто летит?»,
«Внимательные ушки».
Рассматривание сезонной одежды людей
поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь».
Сюжетно-ролевые игры с другими детьми
«Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут
лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача
помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые
действия.
Рисуйте буквы палочкой на песке и на
снегу; придумайте вместе с ребенком загадки про буквы, выкладывайте буквы из
сухих веточек и листьев.
Например…
Игра
«Кто может это?»
Взрослый
называет действие. Например, бегает. А ребёнок подбирает предметы. Например, мальчик бегает, зайчик бегает и
т. д.
Игра
«Что на что похоже?»
Взрослый
предлагает подобрать слова - сравнения. Например:
Белый
снег похож на что? (на сахар, на мороженое).
Белые
облака похожи на что? (на вату).
Сосулька
похожа на что? (на морковку).
«Волшебные
очки»
Представьте,
что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным
(зеленым, синим). Посмотрите, какого цвета все стало. Ребенок может называть
один или с Вами по очереди: красные сапоги, красный нос, красное дерево...
«Посчитай»
Предложите
ребенку посчитать увиденные предметы. «Посчитай, сколько магазинов коло нашего
дома, сколько грузовиков проедет по дороге». Ребенок должен не просто считать,
но и называть, что он считает. «Одна серая кошка, две серые кошки».
«Нужный
звук»
Договоритесь
с ребенком называть те увиденные предметы, в названии которых есть определенный
звук. Например: «Назовем слова, в которых есть звук [м]: машина, магазин, дом,
ромашка, клумба».
«Этажи»
Посчитайте с ребенком этажи в домах. В этом доме один этаж, значит
дом….(одноэтажный), а в этом доме девять этажей, значит дом…(девятиэтажный).Девять
этажей – это много и мало? Если этажей много, значит дом…(многоэтажный).
«Сколько шагов»
Для развития дыхания, голоса, интонационной выразительности речи можно
использовать игры: «Громко-тихо», «Подуй на листик», «Мыльные пузыри», «Вдыхаем
аромат природы», «Погрей ладошки», «Понюхай цветок». Следите за тем, чтобы
малыш вдыхал носом, не поднимая плеч и спокойно выдыхал, через рот.
«Угадай
предмет»
Ребенок
по части или контурному изображению, угадывает, что нарисовано на песке или на
асфальте. Игра развивает внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
«Мяч
поймай – 1 звук в слове называй»
Взрослый
называет слово, ребенок выделяет 1 звук.
Для
автоматизации звуков поиграйте в такие игры:
«Мяч
бросай, и слоги за мной повторяй», «Мяч поймай – слова четко называй»,
«Мяч
лови – чистоговорки произноси».
«Умный
мячик» - формирует навыки анализа прямых
и обратных слогов.
В
игре «Слог да слог - и будет слово» закрепляется умение детей
образовывать новые слова. Первую часть слова говорит взрослый — вторую ребенок.
Для
развития словаря и навыков словообразования можно использовать игры
«Назови
детеныша животного, птицы», «Назови ласково».
Игра
с перебрасыванием мяча: «Что происходит в природе?» проводится для
активного использования в речи глаголов и согласования слов в предложении.
(Солнце
что делает? — Светит, греет. Птицы что делают? — Летят, щебечут.)
«Скажи какой, какая, какое?»
- активизирует словарь признаков.
Игра
«Что бывает?» (мягкое, круглое…) активизирует
предметный словарь.
Игра
«Мяч бросай – слова одним словом называй» - учит детей
обобщать предметы одной лексической группы. Взрослый называет 4 слова одной
лексической группы, ребенок обобщает. Например, абрикос, апельсин, груша, яблоко
– фрукты.
В
игре «Я знаю пять» закрепляется подбор и существительных к обобщающему слову.
Слова
состоят из частей (слогов). Чтобы узнать, сколько частей в слове, можно
прохлопать его ладошками или «прошагать». Сколько шагов, Столько и слогов.
Каждую минуту общения с
ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не
только развитию речи детей, но формированию личности ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий